ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ. ЭТИКА И УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ.

ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762—1814) — немецкий философ, один из крупнейших представителей немецкого идеализма (немецкой классической философии). Поворотным пунктом в судьбе Фихте оказалось его знакомство в 1790 с сочинениями Канта. Он сразу почувствовал себя кантианцем и стал искать встречи с автором полюбившейся философской системы. Встреча состоялась в июле 1791, но Кант не выказал никакого энтузиазма и Фихте был разочарован. Тем не менее ему все же удалось получить одобрение знаменитого философа. В 1792 г. он анонимно (правда, не намеренно) опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения», выдержанную в духе критицизма и принятую многими за произведение самого Канта. После того, как Кант публично поддержал «Опыт», назвав при этом имя настоящего автора, Фихте сразу стал знаменит.

На протяжении всей своей философской деятельности Фихте выступал с работами социально-исторического и этического характера, в которых излагалась, как он сам это определял — практическая философия. В них прямо определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.

Основные его работы: «Наукоучение» (1794), «О достоинстве человека» (1795), «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии» (1800), «Назначение человека» (1800), «Факты сознания» (1810).

В духовном развитии он прошел два этапа; их разделяет 1800 г.: до этого он развивал субъективно-идеалистическую философию, а после 1800 г. — в основном объективный идеализм.

Созданную им философскую систему, избегая иностранных терминов, Фихте назвал «НАУКОУЧЕНИЕМ». Науки — это достоверные знания, а для философа вполне естественно задавать вопрос о природе знаний. Развернутый ответ на этот вопрос и дает наукоучение. Наукоучение оказывается своего рода «наукой наук», обосновывающей аксиомы частных дисциплин. На протяжении сотен страниц «Основы общего наукоучения» Фихте как бы пытается допустить возможность совмещения существования абсолютного Я с человеческим самосознанием. В итоге, однако, выясняется, что абсолютное Я присутствует в человеческой душе лишь в виде идеала. Итак, безусловным началом наукоучения оказывается основоположение «Я есть Я», или «Я полагает Я». Фихте начинает свое «наукоучение» с безусловного «Я», с основоположения «Я существую». Под «Я» он понимает самосознание, выделяя в нем мышление; он считает, что сознание (в целом) наделено активностью и свободой; это сознание по существу своему нравственное и волевое. Усилием воли и ориентируясь на общепризнанные принципы морали, «Я» способно выделять в себе «не-Я», находящееся в противоположности к «Я». В «не-Я» оказываются заключенными некоторые стороны «Я» (за вычетом безусловного), свое тело и окружающие нас предметы. Если «Я» — безусловное, то «не-Я» — обусловленное. «Я» оказывается соотносительным с «не-Я»: они друг без друга не существуют (как понятия субъекта и объекта: без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта). Но статичность и соотнесенность не есть еще наука. Они должны взаимодействовать, создавать синтез на новом уровне каждый раз, когда возникает некий толчок к этому синтезу («толчок» идет от «не-Я»). «Не-Я» мыслится как «внешний» предмет, вызывающий представление. Он чувствуется, но не познается; здесь еще нет познания. Получается, что в основе теоретической деятельности лежит бессознательное. Синтез «Я» и «не-Я» достигается, когда «Я» и «не-Я» конкретизируются, когда «не-Я» оказывает на «Я» обусловливающее действие; «Я» из безусловного становится обусловленным. «Не-Я» и «Я» конкретизируются в процессе взаимодействия, делимое «не-Я» действует на делимое «Я». Происходит все это в результате совмещения (точнее, взаимодействия) двух основоположений и в структуре третьего основоположения, носящего характер синтеза. Синтез - это и есть приращенное новое знание. ИТАК, по Фихте, безусловный субъект, или безусловное «Я», не только полагает самого себя (первое основоположение) и не только полагает противодействующее «не-Я» (второе основоположение), но также делится в самом себе на взаимно друг друга ограничивающие, соотносительные и уже не безусловные «Я» и «не-Я» (третье основоположение). По ходу движения триад тезис — антитезис — синтез включаются в процесс синтетических образований те или иные категории философии (и Фихте демонстрирует такое подключение разных категорий), что и обеспечивает движение, или развитие, познания от созерцания, представлений к рассудку и разуму. Этот путь в целом диалектичен.



В последние годы жизни Фихте пришел к выводу, что имеется Бог (Абсолют), его образ воплощается в объективном бытии, а познание в его глубочайших основах растворяется в Боге; природа и человеческое познание изначально обусловлены Абсолютом. Так завершилась духовная эволюция Фихте: от субъективного идеализма к объективному идеализму.



Существенный интерес представляют ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ФИХТЕ. Исходя из факта множественности самоопределяющихся Существ, он сформулировал условия их совместного существования, которые заключаются в добровольном ограничении свободы каждого лица: это ограничение возможно прежде всего, если каждому предоставлены права свободного телесного и духовного развития и права собственные, выводимые из воздействия свободы на природу. Государство, по Фихте, есть гарант реализации права. В дальнейшем взгляды Фихте во многих пунктах сблизились с учением социалистов, в частности он оказал влияние на Ф. Лассаля, немецкого социалиста, организатора и руководителя Всеобщего германского рабочего союза.

Фихте с самого начала связывал смысл и суть наукоучения и всей своей системы с понятием свободы. Однако по мере развития истории и совершенствования фихтевской философии все более выступавшая на первый план (в особенности в связи с отменой крепостного права и с наполеоновским завоеванием Германии) проблема свободы приобретает конкретно-исторический вид и делается для мыслителя проблемой социального и политического освобождения народов и стран Европы, Германии по преимуществу. Философ живо откликается на процессы самой истории. В этике центральным вопросом для Фихте стал вопрос о свободе, интерес к которому был обострен событиями фр. буржуазной революции. Подобно Спинозе, Фихте видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости. Однако, в отличие от него, Фихте ставит степень свободы, доступную людям, в зависимость не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, к которой принадлежит индивид. Фихте разработал утопический проект устройства немецкого буржуазного общества в форме “замкнутого торгового государства”.

Центральным понятием своей этики, как и учения о воспитании, Фихте сделал понятие свободы. Нравственный закон Фихте требует в каждом человеке видеть свободное существо, т.е. к каждому без исключения относиться как к цели, а не как к средству. Как и у Канта, этика Фихте тесно связана с проблемами социальной философии. При этом он уверен, что свободная личность не может раскрыться, если не существует других личностей.

Этика Фихте основывается на понятии свободы. Нравственный долг человека - стать свободным посредством своей активности, при этом уважая свободу других. Свобода состоит в добровольном следовании нравственным законам. Человек как в случае свободы, так и в случае не-свободы действует с необходимостью, которая имеет всеобщий характер. Фихте эволюционировал от увлечения идеалами Великой Французской революции до понимания национальности как коллективной личности во время войны с Наполеоном. Согласно Фихте, человечество развивалось из первоначального состояния невинности к сознательному царству разума, пройдя период падения и испорченности.

Философия Фихте оказала значительное влияние на последующее развитие немецкой классической философии, особенно на раннего Шеллинга и даже Гегеля, а также на формирование философско-этических воззрения романтизма — своими идеями творческой активности духа, учением о гении, об иронии и др. Философию Фихте остро критиковали и его современники (Кант, Гегель и др.), и все последующие философы за субъективизм и за чрезмерную самоуверенность автора в абсолютности своей правоты.


5024797315437218.html
5024916612106321.html
    PR.RU™