Коллективное бессознательное

Понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г.Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер — сознания и бессознательного, которые компенсаторнодополняют друг друга и вместе образуют тотальность психического. Бессознательное, рассмотренное соструктурной точки зрения, состоит из личного и К. б. Личное бессознательное содержит утерянныевоспоминания, вытесненные (намеренно забытые) мучительные представления, подпороговые восприятия,которые не были достаточно сильными, чтобы достичь сознания; и, наконец, содержания, которые ещесознательно не созрели. Однако бессознательное содержит в себе не только личностное, но инеличностное, коллективное, в форме наследственных категорий, или архетипов.

В бессознательном выделяются уровни, которые характеризуются мерой архаичности; этим уровнямставится в соответствие коллективный опыт человечества, опыт группы народов, отдельной расы, племени,рода и семьи. Уровням К. б. соответствует архаичность архетипических представлений. Согласно Юнгу,древние мистерии возрождения и закон сохранения энергии представляют собой разную, по архаичности,форму выражения общего архетипического представления.

В бессознательном существует тенденция, способствующая возникновению и развитию сознания. Дляструктурного описания сознания и бессознательного Юнг использует понятия установки (интроверсия иэкстраверсия) и психической функции (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Доминирующая функцияи тип установки определяют тип сознательного способа реагирования. Функция, противоположнаядоминантной, неполноценная, плохо дифференцированная и архаичная, — конституируетбессознательное. Опыт, поставляемый недифференцированной функцией и установкой, переживаетсясознанием как чуждый, и если наступает нечто подобное, то идеи — весьма чужеродные — могут одолетьчеловека, совершенно здорового в другое время.

Отношения между сознанием и бессознательным описываются как единство и борьбапротивоположностей (принцип энанциодромии, «бег навстречу друг другу»). Компенсаторные в нормеотношения между двумя структурами могут перейти в конфликт при вторжении содержанийбессознательного в сознание, не способного к ассимиляции этого опыта. Развитие сознаниясопровождается развитием «персоны» — «компромиссом между индивидуумом и социальностью». Втопологической модели психики «персона» рассматривается как «фрагмент» коллективной психики.Последующее развитие описывается как процесс индивидуации, цель которого состоит в обретении своейистинной самости. Последнее понятие «с одной стороны, достаточно определенно, чтобы быть средствомвоплощения идеала человеческой цельности, а с другой стороны, достаточно неопределенно, чтобывыражать неописуемость и неопределенность этой целостности» (Юнг К.Г. Введение в религиознопсихологическую проблематику алхимии Этот процесс,инициируемый К. б., проявляется в том, что судьба, или ананке, ставит перед человеком непредвиденныепроблемы. Подобный опыт зафиксирован в древних обрядах инициации и в ритуалах жертвоприношения.

Для объяснения взаимовлияния сознания и бессознательного Юнг вводит понятие синхронистичности,с помощью которого описывается акаузальная связь между явлениями. Суть данного принципа состоит втом, что, события кажущиеся случайными (с точки зрения сознания), события могут иметь внутреннийглубинный смысл.


5024288324444586.html
5024339843562089.html
    PR.RU™