ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Трудовое обучение во вспомогательной школы ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Многолетняя практика работы вспомогательных школ подтверждает высказывания основоположников олигофренопедагогики о том, что труд является важнейшим средством воспитания умственно отсталых учащихся. Трудовое обучение способствует развитию положительных мотивов и соответствующего эмоционального фона. Труд в учебных мастерских, а затем и на производственной практике постепенно становится средством удовлетворения потребностей школьников.

Как уже отмечалось, трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Содержание трудового обучения отражено в учебных программах по столярному, слесарному, швейному, столярно-плотничному делу, сельскохо-202

зяйственному труду, цветоводству, подготовке младшего обслуживающего персонала.

В отдельных регионах страны по образцу типовых разработаны программы вязального дела, подготовки младшего медперсонала и кулинарного, токарного дела, прикладного искусства народов Севера и др. Выбор профиля трудового обучения должен быть обусловлен производственным окружением школы, при этом оцениваются возможности организации производственной практики, трудоустройства выпускников по месту их жительства и возможности предоставления общежитий или квартир детям-сиротам.

Дидактические основы.Процесс обучения умственно отсталых детей имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках, использовании наглядных методов обучения, исправлении (коррекции) присущих учащимся недостатков.

Формы трудового обучения.Трудовое обучение во вспомогательной школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, производительный и бытовой труд, а также кружковая работа.

Основной формой является учебное занятие продолжительностью 2—4 учебных часа.



Производительным трудом называют такой труд школьников, в результате которого создаются товарные ценности. Такой труд является частью профессионально-трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Он способствует усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.

Большое педагогическое значение имеет систематичность в выполнении трудовых заданий. На основе привычки к труду 13 дальнейшем формируется такое необходимое качество, как потребность в труде, трудолюбие.

Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетво-

рение от результатов. Трудовое обучение и воспитание, решая коррекционные, воспитательные, образовательные задачи, способствует формированию различных положительных качеств личности, компенсирует имеющиеся дефекты.


5021911999976843.html
5021959998719865.html
    PR.RU™