Лекция 2.

Тема 1.2.: Философия как ядро мировоззрения (2часа).

Цель: дать учащимся общие представления о роли философских знаний в формировании мировоззрения

Задачи: раскрыть структуру мировоззрения, его виды и исторические формы

Ход занятия

I. Оргмомент П.

II. Опрос А) Устный

• Зачем необходимо изучать философию? (вопрос
раскрывается посредством выявление предмета философии, ее
целей и задач)

• Какие проблемы решает философия?

• Какова структура философии? Из каких разделов она состоит?

• Какую роль играет философия в жизни человека и общества? Назовите и раскройте ее функции.

• Какими особенностями обладают философские знания? Раскройте содержание каждой из особенностей.

Б) Письменный (проведение словарного диктанта)

Вариант I Вариант II

1. Рационализм Иррационализм

2. Сенсуализм Агностицизм

3. Субъективный идеализм Объективный ид-м

4. Материализм Идеализм

5. Гносеология Онтология

6. Философия Бытие

7. Аксиология Методология

8. Диалектический метод Метафизический

///. Подведение итогов по опросу.


IV. Объяснение нового материала

План:

1. Мировоззрение и его структура.

2. Исторические формы мировоззрения

3. Виды мировоззрения

Одной из важнейшей функцией философии является мировоззренческая функция. Под мировоззрением в философской науке понимается совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира и месте человека в нем. (Сравните определения философии и мировоззрения. Какие выводы можно сделать на основе сравнения?)

Чтобы понять лучше сущность мировоззрения, необходимо познакомиться с его структурой:

1) знания - это информация, переработанная и усвоенная
человеком: а) обыденные; б) научные; в) профессиональные. Подумайте, как эти виды знаний связаны друг с другом.

2) убеждения - уверенность человека в истинности своих
знаний, в правоте своей жизненной позиции. Подумайте, если у вас не было убеждений, что преподаватели НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» дадут вам прочные знания, разовьют необходимые умения, навыки, то пошли вы бы в этот колледж?

3) идеал - мысленный образ совершенного и желаемого
(идеал - это посох для человека). Подумайте, встречается ли идеальная работа, идеальный муж идеальная жена в ревальной жизни? Если нет, то зачем нужны идеалы?

4) вера - психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как якобы действительно существующей. Встречаются ли в жизни неверующие люди? Видете ли вы разницу между атеистом и неверующим человеком?

5) надежда - единство знания и веры. Как понимаете выражение: надежда умирает последней?



6) любовь — доброе и бескорыстное отношение к людям,
окружающему миру. Подумайте, что такое любовь, какую роль она играет в жизни? Как любовь соединяется с требовательностью?

Четвертый, пятый, шестой мировоззренческие компоненты образуют систему духовных ценностей.

7) принципы - идеи и правила, которыми стоит
руководствоваться в жизни. Подумайте, что значит быть беспринципным человеком, в чем она проявлется, к чему приведет? Что значит быть сверхпринципиальным человеком?

Нужно ли перессматривать приницпы? Почему опасно быть догматиком?

Таким образом, в структуре мировоззрения большую роль играют духовные ценности — идеи и понятия, с помощью которых люди внутренне обогащаются. Вспомните, чем духовные ценности отличаются от духовных? Почему «не хлебом единым жив человек»?

На основе изложенной структуры мировоззрения можно сделать следующие выводы:

1) если в мировоззрении человека отсутствует один из элементов (например, любовь), то это говорит не об отсутствии мировоззрения у конкретного человека, а об его неполноценности;

2) в структуре мировоззрения можно выделить следующие слои (сферы):

а) мироощущение - чувственно-эмоциональный уровень;

б) мировосприятие - целостный образ мира;

в) миропонимание - рациональное толкование мира;

3) главным элементом мировоззрения являются знания: имено они служат основой приницпов, идеалов, ценностей, убеждений. Знания связаны и с эмоциональными компонентами мировоззрения. Наример, обучаемый лучше знает те предметы, которые он любит; человек знает лучше тех людей, которых он любит;

4) необходимо, чтобы мировоззренческие компоненты были развиты в человеке гармонично:

А) если человек будет лишь все знать, но не уметь применять свои знания на практике, то знания превратятся для такого человека в балласт, он превратится в «ходящую энциклопедию»;

Б) нельзя абсолютизировать приницпы, но нельзя их и не иметь: неизвестно кто хуже: беспринципный человек или сверхпринципиальный;

В) необходимо иметь убеждения: если, например, у абитурента нет убеждения в том, что НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» даст ему необходимые знания, умения, навыки, поможет найти себя в профессиональной деятельности, то зачем тогда идти в колледж?



Г) нельзя «зацикливаться на материальных ценностей, на мировоззренческой установке «иметь». В противном случае превратишься в раба вещей. Но и о материальную составляющую нельзя игнорировать: невозможно кем-то быть, не имея ничего;

Д) необходимо в себе развивать не только рациональные, но и эмоциональные компоненты, чтобы не преаратиться в замкнутого, необщительного человека, с которым трудно будет установть социально-психологический контакт.

5) мировоззрения представляет собой систему, так как:

А) все его компоненты взаимосвязаны: например, знания и убеждения, ценности и идеалы;

Б) можно выделить главный, системообразующий элемент в мировоззренческой системе – знания;

В) каждый мировоззренческий компонент имеет свою функцию, а, следовательно, необходим ситстеме.

6) мировоззрение представляет собой открытую систему: человек получает знания извне, процесс формирования убеждений, приницпов происходит на основе взаимодействия с внешним миром;

7) мировоззрение представляет не статистическую, а динамическую систему: внутренний мир человека может изменяться вместе с теми изменениями, которые происходят в окружающем его мире, благодаря обогащению жизненного опыта. Например: мировоззрение А.И. Солженицына: а) в детстве – христианин, посещал церковь, носил нательный крестик, за что подвергался гонениям в школе; б) в студенческие годы – социалист, верный ленинец, сталинский степендиат. Задумывает писать роман «Люби революцию»; в) в годы Великой Отечественной Войны – в сознании происходит мировоззренческий переворот, начинает критически относится к Сталину, Ленину; г) заключение – углубление мировоззренческого переворота: социалистические ценности вытесняются религиозными; д) после реабилитации – идея сотрудничества с советским политическим режимом: публикация в «Новом мире», известность, выдвинут кандидатом на получение ленинской премии по литературе; е) открытое диссиденство, противостояние: публикация за рубежом, высылка из страны.

Подведем итоги. Изучение структуры мировоззрения позволяет лучше понять не только его содержание, но и его значимость в жизни человека. Философия – единственная наука, занимающаяся мировоззренческими вопросами, изучением самого мировоззрения. Изучение мировоззрения – это верный путь к пониманию как отдельно взятого человека, так и целой исторической эпохи. Поэтому философию называют «душой» эпохи.

Следовательно, изучение философии поможет нам сформировать свое мировоззрения, стать на путь личностного становления, будет способствовать пониманию людей.

Мировоззрение – это своего рода условие и итог развития человека, общества: вместе с развитием человека и общества менялось и само мировоззрение. Рассмотрим мировоззрение в качестве историко-культурный феномена.

В философской науке выделяют следующие исторические формы мировоззрения:

1) миф - это эмоционально-образное восприятие мира. Миф в переводе с греческого переводится как «сказание», «придание».Его характерные черты: а) гилозоизм - одушевление всего живого; б) эмоциональность; в) образное мышление; г) отсутствие автора;

2) религия - вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Миф от религии отличается тем, что религия имеет своего основателя, ритуалы, обряды, символы, то есть то, что образует кульувую сторону религии.
Мифологическую и религиозную формы мировоззрения объединяет тот факт, что они искусственно раздваивают мир на эмпирический, видимый (чувственный) и метафизический (духовный). На этой основе рождается третья историческая форма мировоззрения -

3) философия

Философскую форму мировоззрения от остальных отличает наличие теоретического компонента в осмыслении действительности, абстрактность, обобщенность, систмность, рациональность.

Подведем итоги. Вместе с развитием человека, общества развивалось и мировоззрение. Логика развития такова: от чувственно-образного компонентов мировоззрения к рациональному осмыслению действительности. Однако не стоит думать, что с появлением философии исчезли мифы и религии. Напротив, историки, политологи могут привести немало примеров мифологического конструирования действительности. Например, миф о том, что «царь хороший, а бояре – плохие», позволил в свое время «Единой России» выдвинуть следующий тезис: мы за президента, но против правительства. И мало кого волновал вопрос, что, согласно ст. 83 Конституции РФ, именно президент это правительство и формирует. Или, например, другие истоиические мифы о безоблачном советском прошлом, которые рушатся как карточные домики, если изучать историю не на основе прочтения учебной литературы, а на основе исследования исторических источников и источниковедческого анализа.

Советские идеологи полагали, что религия исчезнет по мере развития научно-технического прогресса и тотальной рационализации сознания советского человека. Современные исследователи, изучаюшие общество на рубеже двадцатого – двадцать первого веков, говорят о религиозном ренссансе, об «исламском вызове». Все это свидетельствует о том, что религия как форма мировоззрения не канула в небытие, а напротив, религиозное сознание все шире объективируется, что свидетельсвует о вечном характере мировоззренческих вопросов, показывает, что рациональный проект переустройства мира не привел к решению проблем, затрагивающих человечество.

И еще: подчеркнем взаимосвязь между историческими формами мировоззрения. Мифы, как уже отмечалось, связаны с религиозным сознанием: в них содержаться зачатки абстрактного мышления в виде выделения сфер бытия на метафизический, невидимый мир и эмпирический – видимый, что способствовало мировоззренческой революции – появлению философии и философских знаний.

Философия, с одной стороны, призвана бороться с мифами. Вместе с исторической наукой она заниматеся их развенчанием. С другой стороны, философия использует образы, содержащиеся в мифах. Например, А. Камю написал целую книгу – «Миф о Сизифе», в которой доказывал, что бытие человека абсурдно, представляет собой «сизифов труд» - бессмысленный и тяжелый.

Наиболее интресна взаимосвязь между философией и религией, которая, как и в примере с мифами, носит тоже неоднозначый, двойственный, амбивалетный характер. С одной стороны, в истории философии можно встретить философов, являющихся носителями атеистического мировоззрения, отрицающие бытие бога (Фейербах, Маркс, Энгельс), а, с другой стороны, пытающиеся рационально обосновать существование божественного бытия (Соловьев, Флоренский, другие представители русской и западной религиозной философии).

Таким образом, философия является не только вершиной мировоззренческой эволюции, поскольку человеческая мысль двигалась от сегментарного, эмоционального, образного мышления к рациональному и абстрактному. Философия выступает в качестве связующего звена: философский дискурс так или иначе обращен к мифологии, религии, так как его первейшее назначение – освещать мировоззренческую проблематику. Поэтому можно утверждать: философия – это основа мировоззрения, ее «ядро».

Вспомним народную мудрость: «сколько людей, - столько и мнений», «две головы хорошо, а три – еще лучше». Эти и другие пословицы, поговорки свидетельствуют о мировоззренческом плюрализме: у каждого человека – свой неповторимый богатый внтурнний мир, и, следовательно, свое мировоззрение, отличное от других.

Философия помогает не только расширению мировоззренческих горизонтов человека. Философия помогает «навести ментальный мосты» (Ю. Шевчук). Следовательно, философия учит человека быть коммуникабельным. Коммуникабельность, кстати, одно из качеств, которая воссребована на современном рынке труда.

Итак, философия, обосновывая уникальность, неповторимость человеческого бытия, раскрывая красоту внутреннего мира, позволяет понять ошибочность тезиса «незаменимых людей не бывает», протестует против фактическоого сведения человека к заменимому «винтику».

Признавая неповторимость человеческого бытия и необходимость наведения «ментальных мостов», философия учит человека взаимопониманию, делает его полноценным субъектом общения, актуализирующего интерепретационные процедуры. Понимая другого человека, мы лучше понимаем самого себя. Другой человек для нас является своеобразным зеркалом, в которое мы смотримся, и видим не только другого человека, но и прежде всего самих себя. Расширяя круг своего общения, мы лучше познаем себя, и, следовательно, расширяем свои мировоззренческие горизонты.

Понимание других людей невозможно без изучения их мировоззрения. Изучение мировоззрения, в свою очередь, невозможно без изучения классификации мировоззрения.

Итак, можно выделить следующие виды мировоззрения:

1) материалистическое (в качестве субстанциальной основы бытия рассматривается материя);

2) идеалистическое (сознание трактуется как первооснова бытия);

3) дуалистическое (в качестве равноправных, бытийственных начал рассматриваются как материя, так и сознание)

4) оптимистическое (оптимист - это такой человек, который
даже на кладбище видит сплошные «плюсы»);

5) пессимистическое (человек, который вместо того, чтобы скзать, что стакан наполвину полон, обязательно скажет, что он наполвину пуст);

6) догматическое (Ф. Бэкон сроавнивал таких индивидов с пауками, их высмеивал А.П. Чехов);

7) обыденное (житейское) - личный опыт людей: приметы,
сказания, афоризмы, пословицы (пословицы - это квинтэссенция
народной мудрости);

8) художественное (формируется на основе художественного познания);

9) научное (формируется на основе научного познания);

10) религиозное (формируется на основе религиозного познания)

11) космоцентрическое, теоцентрическое, антропоцентрическое, рационалистическое, иррационалистическое, коэволюционное ( в зависимости от определения места человека, его сущности в окружающей его действительности).

Задание: дайте каждому носителю мировоззрения социально-психологическую характеристику.

Подведем итоги.

1) Философию является не только наукой, имея свою объектно-предметную область, свой научный понятийный аппарат. Философия является еще и мировоззрением.

2) Философия как историческая форма мировоззрения взаимосвязана с другими историческими формами: мифологией, религией.

3) Изучение философии поможет нам развить, сформировать свое мировоззрение, исследовать мировоззрение других людей.

4) Раскрывая содержание каждого мировоззрения, мы научимся лучше понимать других индивидов, выстраивать свою стратегию взаимодействия с ними.

N. Домашнее задание: лекция, определения.



5021674776051408.html
5021768184919814.html
    PR.RU™